Проект «Уроки дружбы».

 

«Ни один народ в мире не одарен какой-либо

способностью преимущественно перед другими.»

Г. Лессинг, немецкий драматург

 

Пояснительная записка.

Актуальность и социальная значимость.

 

C 1 сентября 2023 года  в ДШИ «Гармония» началась реализация поликультурного патриотического Проекта "Уроки Дружбы".

Проект «Уроки дружбы» разработан  как эффективное  системное средство противодействия набирающим силу фашистским и националистическим тенденциям. Проект может стать профилактическим средством против разжигания межнациональной и межконфессиональной розни в детских коллективах.

Проект «Уроки Дружбы» направлен на  формирование у поколения детей и подростков (8 - 14 летних) нового представления о России, как стране широких возможностей, для всех людей вне зависимости от конфессии, национальности, или цвета кожи. Стране, видящей в объединении не только средство для решения серьезных проблем, таких как демографический кризис и ограниченность в трудовых ресурсах, но и возможность создания нового позитивного имиджа России. У подростков крайне важно сформировать установки толерантного сознания как прочной основы для идеи, основанной на равенстве всех без исключения наций, гордости за мультикультурность и многонациональность нашей страны.

В ходе уроков у школьников  формируется восприятие России,  как сильного и популярного государства, ежегодно принимающего учиться, работать и жить сотни тысяч людей из всех уголков мира. В тоже время, учитывая все возрастающую популярность нашей страны для граждан иных государств, мы должны научиться ассимилировать представителей других национальностей.

Основным инструментом противодействия является разъяснительная работа, проводимая в яркой форме личного общения с представителями разных национальностей, проживающих в России, а также приезжающих к нам учиться и работать из стран СНГ и дальнего зарубежья. В ходе урока ребята получают представление о  разных народах, проживающих в многонациональной Тюменской области, о традициях и культуре разных народов. Демонстрация элементов национальных культур – костюмы, декоративно прикладное искусство, предметы быта, музыкальные инструменты,  рецепты блюд национальной кухни, погружение в танцевальную и песенную культуру, традиционные праздники и обрядовая культура. 

Патриотическое направление проекта – это совместное прошлое, которое тесно связывает народы победившие фашизм во время Великой Отечественной Войны, где наши деды, плечем к плечу,  добывали победу, ценой своих жизней. Это необходимо помнить и знать подрастающему поколению. Именно патриотизм и семейные ценности являются гарантом всесторонне развитой положительно направленной личности, понимающей  сходство и принимающей различия, умеющей понимать и отличить истинные ценности от обманных ложных искажений.

В современном мире агрессия, нетерпимость, злоба к «не таким, как мы» становятся распространенным социальным явлением, детская аудитория – не исключение. Между тем, именно в школьном возрасте проще и эффективнее заложить основы толерантного отношения к представителям других наций и соответствующего образа мыслей и поступков подростков в дальнейшем. Постулат «Все – мы разные, но все мы – равные» необходимо доносить до детей как можно раньше, необходимо учить уважать, принимать и правильно понимать многообразие культур своей страны и мира, всех форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. А учить – можно и нужно на уроках, эта форма наиболее понятна и привычна для детей, но уроки должны быть нестандартными. Что и постарались сделать мы, авторы  и участники проекта. Это самая  искренняя, а потому эффективная форма работы, открытый диалог. Обратная связь от школьников выявляет существующие проблемы и помогает предложить решение. Обязательным составляющим является разговор о информационной безопасности. В уроках используются  социальные видео- ролики, рекомендованные к показу и четко подходящие по возрасту. Модератор и разработчик Проекта -  квалифицированный психолог.

 

 

Цели и задачи

Цель проекта: профилактика ксенофобии, укрепление межнационального согласия, а также воспитание навыков информационной безопасности у детей и подростков через реализацию комплексной программы патриотического воспитания.

Задачи:

Образовательная:

  • Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
  • Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

  • Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся через обращение к народной мудрости, как основе истинных ценностей;
  • Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  • Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, к одноклассникам, желание и умение прощать.
  • Обучить навыкам бесконфликтного общения, через создание бесконфликтной среды среди детей и подростков посредством приобщения к традиционным культурным ценностям.

Реализация Проекта

 

Проект реализуется на базе Общеобразовательных школ города Тюмени. Изначально это были школы – социальные партнеры ДШИ «Гармония» (школы межведомственного взаимодействия, чьи учащиеся занимаются в студиях ДШИ «Гармония»). Но в последствии география проекта расширилась – появился запрос от учителей других школ. Также «Уроки Дружбы» проводятся в библиотеке и Домах культуры.

 

В мероприятиях принимают участие коллективы межведомственного отделения "Ансамбль Капель", Хор "Радость" (Трапезникова Е.В.), хор "Мелодия" (Краснова А.Н.), ансамбль «Созвездие» и солисты (Варушкина А.Ю.), театральная студия  "Колесо" (Мамедова А.С.), театральная студия "Смыслы", театр танца "Дар" (Шубнова М.В.), ансамбль "Рассвет" (Петрова Е.В.), театр Танца "Эхо гор" (Мамедов Э.Э. и Мамедова А.С.).

Уроки дружбы также включают в себя выступления представителей национальных общественных организаций с лекциями по истории, культуре и обычаям народов, демонстрацией фильмов, танцев в национальных костюмах, игры на национальных инструментах, народных игр, интерактивных игр на сплочение и многого другого.

 

 

Ожидаемые и прогнозируемые результаты

 

  • Взаимодействие с новыми школами:

2 школы в 2025году и дополнительный охват классов в параллелях (есть предварительная договоренность с администрацией СОШ № 92 и СОШ № 62)

2 школы в 2026 году, а также дополнительно классы в параллелях с социальными партнерами 2023 и 2024 годов.

  • Вовлечение в проведение «Уроков дружбы» новых творческих коллективов ДШИ «Гармония»;
  • Разработка новых мероприятий;
  • Создание методического архива «Уроков дружбы» для возможности самостоятельного проведения педагогами муниципальных учреждений;
  • Обучающий семинар для педагогов с разбором, демонстрацией презентаций и методическим материалом.

В перспективе тиражирование опыта через ежегодные Семинары и выпуск Методических материалов и Пособий.

 

 

 

Приложение 1

Карта Проекта

 

1.     

Цель проекта

 

Профилактика ксенофобии, укрепление межнационального согласия, а также воспитание навыков информационной безопасности у детей и подростков через реализацию комплексной программы патриотического воспитания, обучение навыкам бесконфликтного общения, создание бесконфликтной среды среди детей и молодёжи посредством приобщения к традиционным культурным ценностям.

2.     

Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников)

Участниками проекта являются дети и подростки, в возрасте 8 - 14 лет

Адресат для реализации программы – все категории населения:

1) дети младшего школьного возраста;

2) семьи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

3) дети и подростки среднего и старшего школьного возраста;

4) люди старшего поколения.

3.     

Сроки реализации проекта

Ежегодно: январь-июнь, сентябрь-декабрь.

4.     

Направление деятельности, направленность проекта:

Проект рассчитан на детей и подростков школьного возраста, направлен на укрепление базовых семейных и культурных ценностей у детей и педагогов, обеспечение психологического и социального благополучия, а также профилактика экстремистских проявлений и бытового расизма в окружающем нас обществе.

5.     

Ожидаемый результат

·       Взаимодействие с новыми школами: по 2 школы в 2025 и 2026 году, а также дополнительно классы в параллелях;

·       Вовлечение в проведение «Уроков дружбы» новых творческих коллективов;

·       Разработка новых мероприятий;

·       Создание методического архива «Уроков дружбы» для возможности самостоятельного проведения педагогами муниципальных учреждений.

·       Обучающий семинар для педагогов  с разбором, демонстрацией презентаций и методическим материалом.

·       В перспективе тиражирование опыта через ежегодные Семинары и выпуск Методических материалов и Пособий.

6.     

Телефон, факс с указанием кода, электронный адрес организации

тел./факс (3452) 25-55-60

e-mail: <Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;

7.     

Почтовый адрес учреждения

Г.Тюмень, пр. Заречный 4а

8.     

Ф.И.О. руководителя учреждения

Елена Юрьевна Новакаускене

9.     

Имеющийся опыт реализации  программы.

Ежемесячно проект проходит в  школах, библиотеках, ДШИ  г. Тюмени для детей с 1 по 8 класс. За весь период проекта, начиная с сентября 2023 года,   охвачено  40 классов, более 1000 ребят  стали слушателями и участниками проекта «Уроки Дружбы».

10. 

Финансовое обеспечение программы

Привлеченные средства, собственные средства учреждения.

11. 

Перечень организаторов программы

МАУ ДО ДШИ «Гармония»»

12. 

Особая информация и примечания

Данный проект является некоммерческим проектом и служит решением одной из  задач – активизация социо-культурной деятельности учащихся и преподавателей ДШИ, расширению просветительской деятельности творческих коллективов школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Мероприятия проекта. Территории реализации .

 

Мероприятия:

Учреждение:

2023 г.

·       «Праздник белых журавлей» — праздник, посвящённый народному поэту Дагестана Расулу Гамзатову»;

·       «Герои Кавказа в Великой Отечественной Войне»;

·       «Песни, опалённые Войной»;

Мероприятия в летний период.

Летний Пришкольный лагерь:

·       «День России»;

·       «Путешествие на Кавказ»;

·       «Герои Великой Отечественной Войны».

·       МАОУ Гимназия № 4;

·       МАОУ лицей № 93;

·       МАОУ СОШ № 15;

·       МАОУ СОШ № 63;

·       МАОУ СОШ № 94;

·       МАОУ СОШ № 30;

·       Детская библиотека имени К. Я. Лагунова.

2024 г.

·       «Юные герой Великой Отечественной Войны»;

·       «Народы России в одном строю»;

·       «Дети Беслана».

Мероприятия в летний период Летний Пришкольный лагерь:

·       «Герои Кавказа в Великой Отечественной Войне»;

·       «Песни, опалённые Войной»;

·        «Дети- герои Великой Отечественной Войны».

·       МАОУ Гимназия № 4;

·       МАОУ лицей № 93;

·       МАОУ СОШ № 15;

·       МАОУ СОШ № 63;

·       МАОУ СОШ № 42;

·       МАОУ СОШ № 94;

·       МАОУ СОШ № 30;

·       МАОУ СОШ № 65;

·       МАОУ СОШ № 45;

·       Детская библиотека имени К. Я. Лагунова;

·       ДК “Орфей”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Конспект Урока дружбы (пример)

 

Урок Дружбы

Урок дружбы: «Я в мире с собой и другими» (Навык здоровой коммуникации).

Цели: Формировать и развивать навык здоровой коммуникации со сверстниками,  педагогами, родителями;

Находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;

Эмоциональное развитие, умение определять свои эмоции и экологично проживать их для себя и окружающих;

Развивать навыки бесконфликтного общения;

Профилактика булинга и правонарушений в детской и подростковой среде;

Задачи:

Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

Обращение к народной мудрости, как основе истинных ценностей;

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, к одноклассникам, желание и умение прощать.

Ход беседы.

Вступительное слово спикера.

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч «я»! – так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.

Но так поётся в песне, а в жизни намного сложнее. Не так легко быть объединённым одним «ансамблем» отношений, входящих в социальные образования, как «страна», «семья», «школа», «класс».

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал в обществе и продолжает существовать в наше время. Не является исключением и школа.

Предметом нетерпимости в школе может вступать как национальная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность, уступчивость, терпимость.

- Что вы понимаете под словом терпимость?

Заслушиваются ответы детей.

- Как поступает терпимый человек?

Заслушиваются ответы детей.

Сформулировать тему сегодняшнего классного часа нам поможет китайская притча «Ладная семья»

Ладная семья.

(китайская притча)

           Жила-была на свете семья. Она была не простая.  Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.

                             Затем передаёт лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

 Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил:- И мира тоже».

- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Заслушиваются ответы детей.

- Как вы думаете о чём мы будем беседовать на классном часе?

Заслушиваются ответы детей.

- Молодцы, ребята, а какие синонимы этого слова вы знаете?

Заслушиваются ответы детей.

- Мягкость, терпение, снисхождение, - всё это можно объединить одним словом- толерантность. Что же обозначает это слово и откуда оно появилось расскажет нам Мельников Егор.

Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно мини​стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель​но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст​вам.

С именем этого человека связано понятие «толерантности».

- Действительно, ребята слово связано с именем Талейрана Перигора, но дать определение этому слову очень трудно, из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И мы сейчас в этом с вами убедимся.

Посмотрите на экран и ответьте на вопрос: «Что общего в определениях?»

Tolerancia в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Tolerance во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

Tolerance в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

Kuanrong в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

Tasamul в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

Толерантность в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

- Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами ЮНЕСКО, включая и Россию,

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...»

- Что общего в этих определениях?

Заслушиваются ответы детей.

- Я хочу рассказать вам ещё одну притчу «Мудрецы и слон»

Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?

- Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.

- Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.

Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.

- Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.

Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.

- М-м-м... это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.

- Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.

- Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.

- Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец в руках держал хобот слона.

- Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.

- Нет, на веревку!

- Нет, змею!

- Стену!

- Вы ошибаетесь!

- Я прав!

Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе.

В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие.

Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.

- О чём эта притча?

- Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?

- Вы правы, каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел уступать и слушать, что говорят другие.

- Жили ли мудрецы в мире и согласии? Были ли они действительно мудрыми?

Заслушиваются ответы детей.

Каждый человек – это отдельный мир со своими чувствами и эмоциями, взлётами и падениями. Было б очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

- Что значит быть толерантным? Постарайтесь ответить на этот вопрос. У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. Давайте составим кластер. Выбирайте соответствующее качество и прикрепляйте его на доску.

Конверт №1: снисходительность, злорадство, эгоизм, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт №2: нежность, сердечность, хвастовство, грубость, милосердие, зазнайство, душевность, благосклонность, уважение. Верность.

Конверт №3: искренность, прощение, равенство, самоотверженность, мужественность, вспыльчивость, раздражение, отзывчивость, конфликт, справедливость.

Конверт №4: поддержка, вежливость, сотрудничество, выдержка, скупость. Ложь, благородство, зависть, добросовестность, тактичность, терпение, нетерпимость.

- Итак, толерантная личность обладает следующими качествами:

Дети называют: Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие….

Физкультминутка.

- Ребята, когда мы с вами приходим в класс, то приветствуем друг друга. А как вы приветствуем друг друга? В разных странах люди по-разному приветствуют друг друга. Давайте научимся (дети встают парами напротив друг друга).

Поприветствуем, по Японски: сложить руки на уровне груди, как в молитве, и поклониться.

Так как в Великобритании: пожать руки, стоя на большом расстоянии.

По Тибетски: показать язык.

По русски: обнять друг друга.

Решение проблемной ситуации.

- Ребята, подумайте и скажите, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Заслушиваются ответы детей.

- Из-за чего разгораются конфликты?

Заслушиваются ответы детей.

- Можно ли жить и не ссориться?

Заслушиваются ответы детей.

Предлагаю вам проблемную ситуацию. Я приглашаю вас на птичий двор из сказки Г. Х. Андерсена (аудиозапись фрагмента сказки).

Работа в группах –выработать правила поведения

1гр. – соседи по птичнику.

2 гр. – братья и сестры

3гр. – родители

4гр.- гадкий утёнок.

Вопросы:

- Толерантно ли отнеслись к утёнку на птичьем дворе?

- А был ли кто-нибудь кто проявил качества толерантности по отношению к утёнку?

- А как бы вы поступили?

- А были ли вы в подобной ситуации?

Заслушиваются ответы детей.

Можно сделать вывод: толерантность – благосклонность и уважение к другому. Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путём?

Ученик может выразить своё отношение к однокласснику пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

Не делай другому того, чего не хотел бы от других.

Не делай другому того, от чего больно тебе.

В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

Как ты думаешь о себе, так думай о других.

Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

Я хочу предложить вам памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай из-за чего возник сор.

Вот и подошёл к концу наш классный час. Прошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и по моей команде шагните в центр круга, сказав хором: Если каждый будет друг к другу терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас, помог понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

Используемые ресурсы:

Литература 1. Драч В.Г. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 570 с.  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2005.

3. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.