Проект «Уроки дружбы».
«Ни один народ в мире не одарен какой-либо
способностью преимущественно перед другими.»
Г. Лессинг, немецкий драматург
Пояснительная записка.
Актуальность и социальная значимость.
C 1 сентября 2023 года в ДШИ «Гармония» началась реализация поликультурного патриотического Проекта "Уроки Дружбы".
Проект «Уроки дружбы» разработан как эффективное системное средство противодействия набирающим силу фашистским и националистическим тенденциям. Проект может стать профилактическим средством против разжигания межнациональной и межконфессиональной розни в детских коллективах.
Проект «Уроки Дружбы» направлен на формирование у поколения детей и подростков (8 - 14 летних) нового представления о России, как стране широких возможностей, для всех людей вне зависимости от конфессии, национальности, или цвета кожи. Стране, видящей в объединении не только средство для решения серьезных проблем, таких как демографический кризис и ограниченность в трудовых ресурсах, но и возможность создания нового позитивного имиджа России. У подростков крайне важно сформировать установки толерантного сознания как прочной основы для идеи, основанной на равенстве всех без исключения наций, гордости за мультикультурность и многонациональность нашей страны.
В ходе уроков у школьников формируется восприятие России, как сильного и популярного государства, ежегодно принимающего учиться, работать и жить сотни тысяч людей из всех уголков мира. В тоже время, учитывая все возрастающую популярность нашей страны для граждан иных государств, мы должны научиться ассимилировать представителей других национальностей.
Основным инструментом противодействия является разъяснительная работа, проводимая в яркой форме личного общения с представителями разных национальностей, проживающих в России, а также приезжающих к нам учиться и работать из стран СНГ и дальнего зарубежья. В ходе урока ребята получают представление о разных народах, проживающих в многонациональной Тюменской области, о традициях и культуре разных народов. Демонстрация элементов национальных культур – костюмы, декоративно прикладное искусство, предметы быта, музыкальные инструменты, рецепты блюд национальной кухни, погружение в танцевальную и песенную культуру, традиционные праздники и обрядовая культура.
Патриотическое направление проекта – это совместное прошлое, которое тесно связывает народы победившие фашизм во время Великой Отечественной Войны, где наши деды, плечем к плечу, добывали победу, ценой своих жизней. Это необходимо помнить и знать подрастающему поколению. Именно патриотизм и семейные ценности являются гарантом всесторонне развитой положительно направленной личности, понимающей сходство и принимающей различия, умеющей понимать и отличить истинные ценности от обманных ложных искажений.
В современном мире агрессия, нетерпимость, злоба к «не таким, как мы» становятся распространенным социальным явлением, детская аудитория – не исключение. Между тем, именно в школьном возрасте проще и эффективнее заложить основы толерантного отношения к представителям других наций и соответствующего образа мыслей и поступков подростков в дальнейшем. Постулат «Все – мы разные, но все мы – равные» необходимо доносить до детей как можно раньше, необходимо учить уважать, принимать и правильно понимать многообразие культур своей страны и мира, всех форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. А учить – можно и нужно на уроках, эта форма наиболее понятна и привычна для детей, но уроки должны быть нестандартными. Что и постарались сделать мы, авторы и участники проекта. Это самая искренняя, а потому эффективная форма работы, открытый диалог. Обратная связь от школьников выявляет существующие проблемы и помогает предложить решение. Обязательным составляющим является разговор о информационной безопасности. В уроках используются социальные видео- ролики, рекомендованные к показу и четко подходящие по возрасту. Модератор и разработчик Проекта - квалифицированный психолог.
Цели и задачи
Цель проекта: профилактика ксенофобии, укрепление межнационального согласия, а также воспитание навыков информационной безопасности у детей и подростков через реализацию комплексной программы патриотического воспитания.
Задачи:
Образовательная:
- Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
- Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся через обращение к народной мудрости, как основе истинных ценностей;
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, к одноклассникам, желание и умение прощать.
- Обучить навыкам бесконфликтного общения, через создание бесконфликтной среды среди детей и подростков посредством приобщения к традиционным культурным ценностям.
Реализация Проекта
Проект реализуется на базе Общеобразовательных школ города Тюмени. Изначально это были школы – социальные партнеры ДШИ «Гармония» (школы межведомственного взаимодействия, чьи учащиеся занимаются в студиях ДШИ «Гармония»). Но в последствии география проекта расширилась – появился запрос от учителей других школ. Также «Уроки Дружбы» проводятся в библиотеке и Домах культуры.
В мероприятиях принимают участие коллективы межведомственного отделения "Ансамбль Капель", Хор "Радость" (Трапезникова Е.В.), хор "Мелодия" (Краснова А.Н.), ансамбль «Созвездие» и солисты (Варушкина А.Ю.), театральная студия "Колесо" (Мамедова А.С.), театральная студия "Смыслы", театр танца "Дар" (Шубнова М.В.), ансамбль "Рассвет" (Петрова Е.В.), театр Танца "Эхо гор" (Мамедов Э.Э. и Мамедова А.С.).
Уроки дружбы также включают в себя выступления представителей национальных общественных организаций с лекциями по истории, культуре и обычаям народов, демонстрацией фильмов, танцев в национальных костюмах, игры на национальных инструментах, народных игр, интерактивных игр на сплочение и многого другого.
Ожидаемые и прогнозируемые результаты
- Взаимодействие с новыми школами:
2 школы в 2025году и дополнительный охват классов в параллелях (есть предварительная договоренность с администрацией СОШ № 92 и СОШ № 62)
2 школы в 2026 году, а также дополнительно классы в параллелях с социальными партнерами 2023 и 2024 годов.
- Вовлечение в проведение «Уроков дружбы» новых творческих коллективов ДШИ «Гармония»;
- Разработка новых мероприятий;
- Создание методического архива «Уроков дружбы» для возможности самостоятельного проведения педагогами муниципальных учреждений;
- Обучающий семинар для педагогов с разбором, демонстрацией презентаций и методическим материалом.
В перспективе тиражирование опыта через ежегодные Семинары и выпуск Методических материалов и Пособий.
Приложение 1
Карта Проекта
1. |
Цель проекта
|
Профилактика ксенофобии, укрепление межнационального согласия, а также воспитание навыков информационной безопасности у детей и подростков через реализацию комплексной программы патриотического воспитания, обучение навыкам бесконфликтного общения, создание бесконфликтной среды среди детей и молодёжи посредством приобщения к традиционным культурным ценностям. |
2. |
Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) |
Участниками проекта являются дети и подростки, в возрасте 8 - 14 лет Адресат для реализации программы – все категории населения: 1) дети младшего школьного возраста; 2) семьи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; 3) дети и подростки среднего и старшего школьного возраста; 4) люди старшего поколения. |
3. |
Сроки реализации проекта |
Ежегодно: январь-июнь, сентябрь-декабрь. |
4. |
Направление деятельности, направленность проекта: |
Проект рассчитан на детей и подростков школьного возраста, направлен на укрепление базовых семейных и культурных ценностей у детей и педагогов, обеспечение психологического и социального благополучия, а также профилактика экстремистских проявлений и бытового расизма в окружающем нас обществе. |
5. |
Ожидаемый результат |
· Взаимодействие с новыми школами: по 2 школы в 2025 и 2026 году, а также дополнительно классы в параллелях; · Вовлечение в проведение «Уроков дружбы» новых творческих коллективов; · Разработка новых мероприятий; · Создание методического архива «Уроков дружбы» для возможности самостоятельного проведения педагогами муниципальных учреждений. · Обучающий семинар для педагогов с разбором, демонстрацией презентаций и методическим материалом. · В перспективе тиражирование опыта через ежегодные Семинары и выпуск Методических материалов и Пособий. |
6. |
Телефон, факс с указанием кода, электронный адрес организации |
тел./факс (3452) 25-55-60 e-mail: <Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; |
7. |
Почтовый адрес учреждения |
Г.Тюмень, пр. Заречный 4а |
8. |
Ф.И.О. руководителя учреждения |
Елена Юрьевна Новакаускене |
9. |
Имеющийся опыт реализации программы. |
Ежемесячно проект проходит в школах, библиотеках, ДШИ г. Тюмени для детей с 1 по 8 класс. За весь период проекта, начиная с сентября 2023 года, охвачено 40 классов, более 1000 ребят стали слушателями и участниками проекта «Уроки Дружбы». |
10. |
Финансовое обеспечение программы |
Привлеченные средства, собственные средства учреждения. |
11. |
Перечень организаторов программы |
МАУ ДО ДШИ «Гармония»» |
12. |
Особая информация и примечания |
Данный проект является некоммерческим проектом и служит решением одной из задач – активизация социо-культурной деятельности учащихся и преподавателей ДШИ, расширению просветительской деятельности творческих коллективов школы. |
Приложение 2
Мероприятия проекта. Территории реализации .
Мероприятия: |
Учреждение: |
|
2023 г. |
· «Праздник белых журавлей» — праздник, посвящённый народному поэту Дагестана Расулу Гамзатову»; · «Герои Кавказа в Великой Отечественной Войне»; · «Песни, опалённые Войной»; Мероприятия в летний период. Летний Пришкольный лагерь: · «День России»; · «Путешествие на Кавказ»; · «Герои Великой Отечественной Войны». |
· МАОУ Гимназия № 4; · МАОУ лицей № 93; · МАОУ СОШ № 15; · МАОУ СОШ № 63; · МАОУ СОШ № 94; · МАОУ СОШ № 30; · Детская библиотека имени К. Я. Лагунова. |
2024 г. |
· «Юные герой Великой Отечественной Войны»; · «Народы России в одном строю»; · «Дети Беслана». Мероприятия в летний период Летний Пришкольный лагерь: · «Герои Кавказа в Великой Отечественной Войне»; · «Песни, опалённые Войной»; · «Дети- герои Великой Отечественной Войны». |
· МАОУ Гимназия № 4; · МАОУ лицей № 93; · МАОУ СОШ № 15; · МАОУ СОШ № 63; · МАОУ СОШ № 42; · МАОУ СОШ № 94; · МАОУ СОШ № 30; · МАОУ СОШ № 65; · МАОУ СОШ № 45; · Детская библиотека имени К. Я. Лагунова; · ДК “Орфей”. |
Приложение 3
Конспект Урока дружбы (пример)
Урок Дружбы
Урок дружбы: «Я в мире с собой и другими» (Навык здоровой коммуникации).
Цели: Формировать и развивать навык здоровой коммуникации со сверстниками, педагогами, родителями;
Находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;
Эмоциональное развитие, умение определять свои эмоции и экологично проживать их для себя и окружающих;
Развивать навыки бесконфликтного общения;
Профилактика булинга и правонарушений в детской и подростковой среде;
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
Обращение к народной мудрости, как основе истинных ценностей;
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, к одноклассникам, желание и умение прощать.
Ход беседы.
Вступительное слово спикера.
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч «я»! – так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.
Но так поётся в песне, а в жизни намного сложнее. Не так легко быть объединённым одним «ансамблем» отношений, входящих в социальные образования, как «страна», «семья», «школа», «класс».
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал в обществе и продолжает существовать в наше время. Не является исключением и школа.
Предметом нетерпимости в школе может вступать как национальная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность, уступчивость, терпимость.
- Что вы понимаете под словом терпимость?
Заслушиваются ответы детей.
- Как поступает терпимый человек?
Заслушиваются ответы детей.
Сформулировать тему сегодняшнего классного часа нам поможет китайская притча «Ладная семья»
Ладная семья.
(китайская притча)
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.
Затем передаёт лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.
Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил:- И мира тоже».
- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Заслушиваются ответы детей.
- Как вы думаете о чём мы будем беседовать на классном часе?
Заслушиваются ответы детей.
- Молодцы, ребята, а какие синонимы этого слова вы знаете?
Заслушиваются ответы детей.
- Мягкость, терпение, снисхождение, - всё это можно объединить одним словом- толерантность. Что же обозначает это слово и откуда оно появилось расскажет нам Мельников Егор.
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека связано понятие «толерантности».
- Действительно, ребята слово связано с именем Талейрана Перигора, но дать определение этому слову очень трудно, из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И мы сейчас в этом с вами убедимся.
Посмотрите на экран и ответьте на вопрос: «Что общего в определениях?»
Tolerancia в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
Tolerance во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
Tolerance в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
Kuanrong в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
Tasamul в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
Толерантность в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
- Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами ЮНЕСКО, включая и Россию,
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...»
- Что общего в этих определениях?
Заслушиваются ответы детей.
- Я хочу рассказать вам ещё одну притчу «Мудрецы и слон»
Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?
- Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.
- Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.
Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.
Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.
- Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.
Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.
- М-м-м... это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.
- Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.
- Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.
- Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец в руках держал хобот слона.
- Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.
- Нет, на веревку!
- Нет, змею!
- Стену!
- Вы ошибаетесь!
- Я прав!
Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе.
В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие.
Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.
- О чём эта притча?
- Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
- Вы правы, каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел уступать и слушать, что говорят другие.
- Жили ли мудрецы в мире и согласии? Были ли они действительно мудрыми?
Заслушиваются ответы детей.
Каждый человек – это отдельный мир со своими чувствами и эмоциями, взлётами и падениями. Было б очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
- Что значит быть толерантным? Постарайтесь ответить на этот вопрос. У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. Давайте составим кластер. Выбирайте соответствующее качество и прикрепляйте его на доску.
Конверт №1: снисходительность, злорадство, эгоизм, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт №2: нежность, сердечность, хвастовство, грубость, милосердие, зазнайство, душевность, благосклонность, уважение. Верность.
Конверт №3: искренность, прощение, равенство, самоотверженность, мужественность, вспыльчивость, раздражение, отзывчивость, конфликт, справедливость.
Конверт №4: поддержка, вежливость, сотрудничество, выдержка, скупость. Ложь, благородство, зависть, добросовестность, тактичность, терпение, нетерпимость.
- Итак, толерантная личность обладает следующими качествами:
Дети называют: Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие….
Физкультминутка.
- Ребята, когда мы с вами приходим в класс, то приветствуем друг друга. А как вы приветствуем друг друга? В разных странах люди по-разному приветствуют друг друга. Давайте научимся (дети встают парами напротив друг друга).
Поприветствуем, по Японски: сложить руки на уровне груди, как в молитве, и поклониться.
Так как в Великобритании: пожать руки, стоя на большом расстоянии.
По Тибетски: показать язык.
По русски: обнять друг друга.
Решение проблемной ситуации.
- Ребята, подумайте и скажите, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Заслушиваются ответы детей.
- Из-за чего разгораются конфликты?
Заслушиваются ответы детей.
- Можно ли жить и не ссориться?
Заслушиваются ответы детей.
Предлагаю вам проблемную ситуацию. Я приглашаю вас на птичий двор из сказки Г. Х. Андерсена (аудиозапись фрагмента сказки).
Работа в группах –выработать правила поведения
1гр. – соседи по птичнику.
2 гр. – братья и сестры
3гр. – родители
4гр.- гадкий утёнок.
Вопросы:
- Толерантно ли отнеслись к утёнку на птичьем дворе?
- А был ли кто-нибудь кто проявил качества толерантности по отношению к утёнку?
- А как бы вы поступили?
- А были ли вы в подобной ситуации?
Заслушиваются ответы детей.
Можно сделать вывод: толерантность – благосклонность и уважение к другому. Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путём?
Ученик может выразить своё отношение к однокласснику пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.
Не делай другому того, чего не хотел бы от других.
Не делай другому того, от чего больно тебе.
В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
Как ты думаешь о себе, так думай о других.
Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
Я хочу предложить вам памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай из-за чего возник сор.
Вот и подошёл к концу наш классный час. Прошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и по моей команде шагните в центр круга, сказав хором: Если каждый будет друг к другу терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас, помог понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.
Используемые ресурсы:
Литература 1. Драч В.Г. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 570 с. 2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2005.
3. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.